елена тесля. личные размышления

О двух космосах и мотивации

Недавно один замечательный, очень неравнодушный папа попросил совета по вопросу мотивации ребенка. ⠀

И я подумала, что стоит поговорить с вами об этом как раз в период летних каникул, когда мотивация к учебе (итак не всегда сильная) снижается у наших детей. ⠀

Согласитесь, их можно понять. Но хотелось бы при этом, с другой стороны, не обнаружить вдруг в конце августа, что таблица умножения забыта, а «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…» записывается чадом в ранг русских народных. ⠀

Да и, в целом, конечно, при нашей системе образования с главной установкой - передать максимум информации, а не заинтересовать детей, вопрос мотивации всегда будет для родителей насущным и острым.⠀

Начать хочу, пожалуй, с базисных основ гендерных отличий. По моему личному опыту разница о-очень существенная (с вечной оговоркой об индивидуальных различиях, кои, безусловно, есть, но не отменяют «среднюю температуру по больнице»). ⠀

Итак: для повышения желания идти вперед, чем бы дети ни занимались, мальчиков нужно хвалить, девочками восхищаться!

Так почему же мальчикам стоит говорить: ты отлично справился, очень хорошо, так держать…а девочкам: моя умница, моя красавица, принцесса… ⠀

Ученые объясняют это тем, что признание через поступки - это жизненно важный для мужчин и уничтожающий женщину принцип восприятия действительности. ⠀

Здоровое положение вещей для девочки: я достойна любви по факту рождения, чтобы получить любовь, надо быть собой (созидателем, творцом, помощницей, феей). ⠀

Для мальчика все наоборот: восхищение, не подкрепленное конкретными достижениями, способствует их деградации, чтобы совершенствоваться и чувствовать себя счастливым, ему нужно достигать, преодолевать, совершенствоваться. ⠀

Мамы и папы девчонок и мальчишек, вам это знакомо? Откликается? Лично у меня очень. Я как мама двух космосов (женского и мужского), чувствую, как разнятся эти миры. И свою работу над мотивацией своих детей я веду реально с учетом этих различий. И это работает! ⠀

Елена Тесля: "Мальчиков нужно хвалить, девочками восхищаться"
как замотивировать ребенка на учебу
Елена Тесля: «делать то, что нравится, но делать изо всех сил, вкладывая душу в процесс»...
Очень правильную мысль озвучили наши подписчики, хочу на ней остановиться отдельно. ⠀

Работа над мотивацией наших детей начинается прежде всего с нас самих, родителей. Сколько годами наблюдаю за очень разными детьми, столько не перестаю удивляться силе неосознанного родительского влияния.

На поверхности (в зоне осознанности) у небезразличных родителей: мотивация через призы, кубки, грамоты; мотивация через поиск продвинутого, усердно работающего окружения (выбор «лучших» школ, педагогов доп.образования, друзей для общения); мотивация через обещания особых подарков за результат; и мое любимое - мотивация через сладости (да, работает на ура до сих пор во всех возрастных категориях).

Но если копнуть глубже (а это мое любимое занятие, вы знаете), то мы окажемся в области не осознаваемой нами, родителями, мотивации через личное поведение и настроение. ⠀

Да. В классике психологии очень подробно в разных ракурсах описывается влияние поведения родителей на жизнь ребёнка. Мотивация через личный пример известна всем (хоть и часто трудно исполнима). ⠀

Но я никак не могу обнаружить профессионального грамотного анализа эмоционального фона, генерируемого родителями, и его влияния на все аспекты жизни ребенка. По моему опыту, да простят меня приверженцы поведенческой теории, эта область родительского влияния оказывается значимее первой не только при разговоре о счастье и внутренней гармонии ребенка, но и в вопросе мотивации. ⠀

Родитель, который не просто пашет, как вол, не курит и не пьет, а, простите меня за низкий сленг, кайфует от своей жизни, будет мотивировать ребенка значительно больше родителя, усердно работающего, но вечно уставшего и с потухшим взглядом. ⠀

Не с этим ли в том числе связано такое массовое и скоростное распространение среди молодого поколения идей, заполонивших тик-ток и ИГ, из разряда «Не хочу жить, как предки, в чем смысл?», «Зачем пахать, если я ничего не делаю, а у меня все есть?»... ⠀

Поэтому установку относительно себя самой постоянно пытаюсь скорректировать с «трудиться, трудиться, трудиться» (как меня воспитывали) на «делать то, что нравится, но делать изо всех сил, вкладывая душу в процесс».
И самое «вкусное», как и полагается, напоследок. Моя любимая, самая противоречивая часть в вопросе мотивации. Противоречивая - потому что большинство современных «гуру» в вопросах воспитания закидают меня сейчас помидорами. Так как я произнесу крамольную вещь. ⠀

Мотивация - это не только интерес.
Более того, на одном интересе у ребенка устойчивую мотивацию не построить.

Мой личный «коктейль» - где-то 80/20 интереса и привычки трудиться. Взболтать, но не смешивать. Да нет, смешивать, конечно же…причём постоянно.

Причём именно не с самим трудом, а наработанной привычкой работать. Труд сам по себе вещь приходяще-уходящая. Сегодня ты вложился, завтра нашёл себе оправдание (а такие находятся всегда!) и не стал напрягаться…

Это как с диетой, все это проходили…столько запала вначале, но … понедельник приходит и…уходит…а ты начинаешь ждать следующего. А все почему? Все просто. Просто невозможно всю жизнь сидеть на диете! Невозможно жить в постоянном ограничении и внутреннем напряжении. Как бы Вы ни были сильны духом. Зато можно привыкнуть верно питаться, научиться не переедать и слушать себя…и потом, воспитав такую привычку, ты уже не понимаешь, как можно иначе… ⠀
Так же и с привычкой трудиться. Только через позитивный посыл (никаких «диет») и наработку до автоматизма. ⠀

Когда на встроенных институтах заложено понимание, что можно быть фантастически талантливым от природы, но без вложений своего времени и сил тебя обойдут на одном из поворотов менее талантливые, но более трудолюбивые. Когда ты просто не умеешь, не мыслишь уже по-другому. Когда начинается зуд от безделия, как ломка в мышцах у забросившего тренировки спортсмена.
Вот тогда эти 20% делают своё важнейшее дело и просто интерес превращается в неумолимый прогресс.

А далее по спирали: чем лучше получается, тем больше разгорается мотивация
как замотивировать ребенка на образование и саморазвитие
Елена Тесля: "Большинство современных «гуру» в вопросах воспитания закидают меня помидорами"
У нас более 15 онлайн-курсов для детей, подростков и взрослых. Как выбрать подходящий курс? Пройдите небольшой тест.
Также у нас более 20 очных курсов и если Вы живете в Санкт-Петербурге, то можете выбрать для себя очное обучение.